velodar (velodar) wrote,
velodar
velodar

Categories:

Моя первая шестисотка, как это было или Можно ли проехать марафон 600 км не на шоссейном велосипеде.

Многих наверное занимает вопрос: "Можно ли проехать бревет 600 км не на шоссейном велосипеде". Отвечаю - можно. Обо всём по порядку.

Хоть я и недавно купил себе новенький шоссейный велосипед (недорогой первый шоссейник Fuji Roubaix 1.3), я не рискнул на нём ехать 600. Даже бы 200 не поехал. Так как не знаю еще своего самочуствия на нём после длинных дистанций. Я привык обкатывать всё понемногу. Пока на шоссере дальше 30 км никуда не гонял. Во-первых пока прикатываюсь. Во-вторых он всё-таки алюминиевый, хоть и имеет карбоновую вилку. Подозреваю, что "алю-шоссер" для бреветов 300 км+ не пригоден. По крайней мере для меня. Думаю на нём проехать сотку, потом посмотреть ощущения. Когда нибудь я всё таки обзаведусь лёгким шоссейником-"бреветомобилем" на хромолевой или карбоновой раме. А пока подготовил и выкатил своего верного дальнобойного коня "Гибралтара". В честь шестисотки даже установил на него обратно лежак, которым пользовался 2 года назад только в велопутешествии Вятка - Гибралтар (6000 км за 50 дней).

Итак, до минувших выходных, в моём веломарафонском багаже было много двухсоток и две 300-ки. В этом году я решил таки пройти за один сезон 4 бревета 200,300,400 и 600 км, чтобы получить медальку "Суперрандоннёр". Но так сложилось,что по расписанию бреветов московского клуба "Караван-Марафон" 400-ка оказалась в сентябре. Чуть больше месяца назад я проехал 300 км "Ярославский экспресс", 16 июля, общ. время 14 ч 47 мин (средняя скорость 25,6 км/ч), что на 3 часа быстрее прошлогодней 300-ки (ср. ск. 21,6 км/ч).

Так как мне предстояло столкнуться с дистанцией, которая длиннее сразу в 2 раза, я сразу прикинул, что первые 300 из 600 км поеду со средней скоростью как год назад - около 22 км/ч, чтобы не выкладываться на полную, так как пока не знал, как отреагирует организм на применение такой мощности на продолжительное время. Ну а такая относительно низкая скорость (обычно опытные марафонцы держат 30 км/ч и более) обусловлена тем, что  велосипед, на котором я еду дальние дистанции всё-таки не шоссейник, а хромолевый туринг на 26-дюймовых колёсах весом 17 кг со всеми прибамбасами). Ну а что касается дистанции в 600 км - в плане расстояния это был действительно новый вызов для меня.

Хотя, к слову, у меня был опыт в 2014 году, во время велопробега "Вятка - Гибралтар" на 14 и 15 дни пришлось подряд по 245 и 225 км (Новогрудок - Белосток(Польша) + Белосток - Юлинек). Но тогда был ряд послабляющих факторов - во-первых это было после двух недель "тренировки" ежедневными 150 км дистанциями и организм был оч. хорошо подготовлен. Во-вторых, средняя скорость была всего лишь около 18 км/ч, хотя и с грузом около 25 кг. В-третьих, тогда общее время с отдыхом не было ограничено и я останавливался часто и надолго и время прохождения дистанции было далеко за рамками лимитов бреветов (480 км тогда я прошел за 42 часа, в то время как по бреветным меркам это расстояние надо проходить где-то за 32 часа).

Итак, наступило утро, 20 августа 2016 года, и как обычно бывает, накануне прособирался, готовил и настраивал велосипед, времени как всегда не хватило. В итоге поспал всего 5 часов, вместо планируемых 10 (!)). При утренней проверке оказалось чуть сбилась настройка задних тормозов и колодка неприятно чиркала за диск. Провозившись с устранением этой проблемы я опоздал на нужную электричку в 5 утра и выехал из Жуковского только через полчаса на следующей. Отзвонился организаторам бревета, что опаздываю и стартану позже на 30 мин.
Уже в электричке понял, что стартовать придется "по-мокрому", утренние хмурые тучки все-таки разразились мелким дождичком. А по прогнозу на ближайшие 2 дня по Московской области были обещаны грозы и дневная температура +28 градусов. Забегая вперед, скажу, что эти прогнозы не сбылись. Небо решило нас пожалеть.

Прибыв на место сбора обнаружил еще пару-тройку человек, которые так же припозднились. Все скучковались в подземном переходе на площади трех вокзалов. (Спасибо за фото Дмитрию Калинкину)

Слева - Денис Лашев, один из организаторов веломарафона.

Еще в электричке я надел новые удлиненные велобахилы. Отличная штука для переменчивой погоды.

Идёт выдача маршрутных листов. Хотя трек веломарафона заранее и загружен в мой навигатор, но в путевом листе еще много полезной информации для участников.

План сегодняшнего (и завтрашнего!) мероприятия выглядел так:


И фото, которое мы не застали, так как это те, кто собрался вовремя, в 7.00, и они уже стартовали.

Таким образом общее количество участников было около 10 человек. (На всю Москву, Карл! 10 человек!)

Участок Москва - Дмитров (КП1) - 71 км.

Что ж старт был дан и я неторопливо порулил по маршруту под моросящим дождиком по шумному центру Москвы от площади трёх вокзалов по ул. Маши Порываевой в сторону Садового кольца. Первая часть маршрута была мне очень хорошо знакома, так как полностью совпадала с началом предыдущего бревета "Москва - Ярославль", это был отрезок в 70 км до Дмитрова. Но на этот раз я ехал гораздо спокойнее и дождь этому способствовал. Единственно, немного доставал шум от потока машин. Но, увы, это Москва, и придется с этим мириться как минимум еще километров 20-30, пока я не отъеду от МКАДа достаточно далеко.

И тут для меня случился первый сюрприз. Дело в том, что в дождь современная толстая "пластиковая" дорожная разметка становится очень скользкой, вдобавок она еще и выпуклая и возвышается над асфальтом на несколько миллиметров. По эффекту это похоже на трамвайные рельсы. Попав передним колесом на скорости на такие стыки чуствовал, как велосипед на доли секунды ведет юзом, один раз даже был очень опасный момент, но удержал равновесие. Далее старался или перепрыгивать передним колесом через разметку или проезжать как можно более тупым углом. Интересно, что на предыдущих покрышках эффект чуствовался меньше практически не было. Раньше стояли Schwalbe Marathon Dureme, а сейчас Schwalbe Marathon Touring — GreenGuard. У предыдущей моей резины Dureme поверхность на ощупь была "липкая", мелкопористая, каучуковости больше как бы в составе. И она лучше держала на мокрой разметке. У новой же покрышки -  Marathon Touring GreenGuard поверхность более гладкая, "скользская" на ощупь. В общем нужен глаз да глаз в дождь.

Докатил до Дмитрова как по маслу 70 км почти без остановок, отметился на КП1 в мини-маркете на заправке, выпил кофейку, чтоб окончательно проснуться. А дальше немного заплутал, надо было отворачивать до города налево, чтобы взять курс на Дубну. Но я проехал через самый центр Дмитрова, через пешеходную площадь, в конце-концов выехал на нужную трассу на Дубну. Может быть зацепил пару лишних километров. В Дмитрове было сухо, или уже высохло, или еще не капало. На небе с самого утра висела пелена туч. Что было очень хорошо, так как солнце не жарило и ехать было комфортно. До Дубны было около 60 км.

Участок Дмитров - Кимры (КП2) - 79 км. Общий километраж 150 км.

Только отъехал от Дмитрова, как опять закапал дождик. Но не такой сильный, чтобы надевать дождевик.

Где-то на полпути между Дмитровым и Дубной впереди на обочине увидел пару велосипедистов. Остановился, спросил нужна ли помощь. Нет, говорят, прокололись, сами справимся. Молодой человек и девушка. Потом я спросил: "Из Москвы? Бревет 600?". Да, говорят. Девушка подивилась на мои рули, и я поехал дальше. Чуть позже, когда я притормозил, чтобы купить у бабушки баночку черники, ребята пронеслись мимо меня. Я подумал, что наверное уже не нагоню их, всё-таки средняя скорость на шоссейнике выше моей на 7-10 км/ч.

Увидел прикольное название населенного пункта, есть повод расчехлить инстаграм.

По пути дождик то усиливался, то прекращался. Приходилось останавливаться и менять облачение (велодождевик). На автобусной остановке пока переодевался даже успел починить ручную тележку для сумок женщине - дачнице, или может быть местной жительнице. Миновал наукоград Дубну, проехав в тоннеле под водным каналом имени Москвы. На выезде из Дубны заскочил в супермаркет "Атак", затарился сухофруктами и бананами. Выглянуло солнышко и начало немного припекать. Пришлось скинуть велобахилы. Спустя еще 20 км я был в Кимрах, где был КП №2, надо было отметиться в Столовой №1, взяв кассовый чек (чековый контроль - на каждом контрольном пункте берется чек из магазина для предьявления судьям веломарафона после финиша с целью доказать время пребывания на КП, которое лимитировано). К моему сожалению столовая в субботу работала до 15 часов, а я прибыл в Кимры в 15.05. Но, к счастью, на втором этаже, над столовой оказалось Кафе от этой же фирмы. И я остановился минут на 45-50 на обед там. Заказал пасту и десерт с кофе. Пока готовили, спустился на стоянку и смазал цепь велосипеда, так как за пройденные 150 км смазка под дождем вся смылась, и цепь была абсолютно сухая и шелестела.

Участок Кимры - Горицы (КП3) - 52 км. Общий километраж 202 км.

Ранее этого, еще въезжая в Кимры у меня уже было плохое предчуствие по поводу дорог. Идеальный асфальт предыдущих 150 км безвозвратно таял на глазах, закончившись прямо на границе Московской области сразу за Дубной.
И выехав на дорогу Кимры - Горицы я понял, что халява кончилась, и, привет, тверская область и отбитые руки. В колёсах было 5 атмосфер (для наката по ровному асфальту), и стравливать их было жалко, компрессоров для подкачки по пути особо не предвиделось - местность тут началась глуховатая, без заправочных станций и шиномонтажей. Поэтому как мог снизил скорость и лавировал между выбоин.
В глухих деревеньках открывались взору сюрреалистические картины типа этой:

Прибыл в Горицы в 19.10 спустя около 2,5 часов после выезда из Кимр. Таким образом на этом участке моя средняя скорость упала с 23 до 20 км/ч из-за плохого качества покрытия дорог.

Если кто-то интересуется местами "аля сталкер", то Горицы определенно вам понравятся. Чего стоит полузаброшенное, заросшее травой и деревцами здание на главной площади посёлка со Сбербанком на первом этаже.

Фото vovasvetov

Фото не отражает настроения, так как я въехал в Горицы вечером и в пасмурную погоду. Было более атмосферно, "по-сталкеровски"). Да и фото 2012 года. Сейчас здание еще более эпично подразвалилось и заросло.

Да, это самая окраина и глушь Тверской области, всего в каких-то 200 км от Москвы. Кому интересны фото посёлка смотрите тут http://dnt-chukotka.ru/rossiya/tverskaya-oblast/kimrskiy-rayon/2116317-goricy/

Участок Горицы - Тверь (КП4) - 78 км. Общий километраж 280 км.

Даже с велобахилами влага дождя за несколько часов всё таки проникает в ноги. Пытался найти по местным магазинам сухие носки, но ввиду позднего времени можно было купить только продукты и алкоголь. Стартовал из Гориц около 19.40 в контактных сандалях на босу ногу, одев сверху велобахилы. Получилось вполне сухо и непродуваемо. Носки решил высушить по возможности по дороге.

Спросил у местных жителей на выезде - какая дорога до Твери? Такая же плохая, как здесь? Сказали, что да, но потом будет выезд на более крупную магистраль и там будет лучше. Настроился пессимистично, но как оказалось, местные жители преувеличили, и уже через 10-15 от Гориц дорога стала более-менее терпимая.

Вечерело. Где-то между Горицами и Тверью.

Изначально в планах я замахнулся на то, чтобы первый этап до ночёвки (а 600-ку проезжают обычно с коротким сном, хотя есть и терминаторы) проехать 350 км до г. Старица и там заночевать на 2-3 часа, даже звонил в гостиницу "Волга", узнавал насчет свободных мест. Однако тверские дороги напрочь разрушили этот план и я уже мысленно готовился искать ночлег в Твери, то есть практически почти на полпути 600-ки.

Стемнело рано, около 22.00 и я на полную включил свои дальнобойные фары. Участок дороги до поворота на большую тверскую трассу был пустынен и я встречал примерно одну машину в несколько минут. Внезапно тучи опустились на землю. Спустился густой туман и ещё пока были сумерки, глаз различал - по бокам проплывали фантастические картины - поля залитые туманом, с островками верхушек деревьев. Оглянувшись назад через левое плечо я и вовсе застыл. Взгляд было трудно оторвать от такой красоты - в ночном туманном небе прямо над горизонтом висел огромный оранжевый шар луны, окружённый пушистым ореолом.

После выезда на магистраль автотраффик стал насыщенный и надо было быть еще более внимательным к проезжающим мимо фурам. Еще около 2 часов по темноте я докатывался до Твери. Участок Горицы - Тверь прошёл со средней скоростью около 22 км/ч. Въехав в ночную Тверь и сверяясь с навигатором довольно быстро достиг КП4 - Макдональс. У Макдональда я встретил ещё одного участника бревета 600 км, немногословного мужчину, который по всей видимости завершил свои дела на этой точке и сваливал дальше в неизвестном направление (или по маршруту или куда-то на ночёвку). Я же в Макдональде для чека купил капучино и колу и, посидев там минут 15, нашел через Яндекс недорогой хостел "Гавань" совсем рядом. Стоимость ночёвки составила 400 р. В хостеле, как оказалось, я был не первый велосипедист из этого пробега. Об этом мне весело сообщил в трубку администратор, когда я спросил по телефону "А с велосипедом можно?". В 10 местной комнате было свободно, кроме меня там был еще один паренек, зависший в планшете.

Я быстро ополоснулся в душе и вырубился, заведя два будильника на 2:30 ночи. Через 2 с половиной часа я был готов продолжать "бой"). Пока заваривался чай, успел снова смазать цепь. Надо всё-таки в будущем разориться на долгоиграющую смазку. Говорят есть специальные гоночные смазки для велосипедов, которые держатся до 600 км за одно смазывание цепи. А ещё лучше перейти на карбоновую ременную передачу. И в топку смазку!

"Позавтракав", точнее правильнее сказать "поночекав", быстро собрался и распрощался с душевным мужичком - очевидно хозяином хостела (почему то так показалось), по совместительству администратором. Он был рад, так как я был последний из ночных велосипедистов и он радостно собирался поспать. Остальные "гонщики" уже покинули хостел около часа назад, получилось так, что я так и не пересёкся внутри хостела ни с кем из них.

На улице, хоть и было полчетвертого утра, ничего не изменилось, было так же темно, как и в полночь, когда я ложился спать. Ноги чувствовались немного отдохнувшими и это радовало. Ведь им придется поработать еще столько же, даже немного больше - еще 320 км.

Участок Тверь - Старица (КП5) - 70 км. Общий километраж 350 км.

Выезжая в четвертом часу утра из Твери, понял, что город еще и не ложился спать. На центральных улицах меня обгоняли какие-то машины с открытыми окнами, из которых по пояс высовывались гуляющие девушки и визжали на всю улицу.

В кромешной тьме на окраине города кое-как по навигатору нырнул в нужный отворот на второстепенную дорогу, которая вела в Старицу. Кругом ни зги - темнота, хоть глаз выколи, благо фара мощная спасала. Через пару десятков километров начался снова сильный туман. Вскоре забрезжил рассвет.

В рассветном тумане впереди на подъеме в гору увидел вдалеке маячащий красный огонёк - это был велосипедист, похоже из "наших". Нагнал, перекинулись парой фраз, оставшиеся 15 км до Старицы проехали в паре, но потом я его где-то потерял, он отстал.


В Старице запланированный в маршруте круглосуточный магазинчик, где надо было отметиться покупкой с чеком, не работал. Поспрашивал местных утренних мужичков, указали на единственный магазин "Стимул", который работал с 7 утра. Там я подзатарился провиантом и вышел на крылечко перекусить. Спустя несколько минут подъехал мой случайный напарник. Он решил, что на сегодня ему хватит и сказал, что сходит с дистанции, идет на автостанцию, на автобус до Твери, и потом в Москву.

Ну а я двинул дальше. И тут началась самая жесть.

Участок Старица - Лотошино (КП6) - 70 км. Общий километраж 420 км.

Не буду подробно описывать, но в утренней тишине на многие десятки метров вокруг раздавались мои матюки. Я хоть человек культурный, но этот участок в пару десятков километров был просто убитым и я крыл асфальт на чем свет стоит. Асфальт был изрезан ямами и трещинами, как кожа годзиллы. После получаса нестерпимых колдобин и тряски я не выдержал и приспустил заднее колесо с 5 атмосфер до 3, а переднее до 2,5. Стало немного помягче ехать. Слава тебе швальба-ласточка. Ближе к Лотошино маршрут свернул на более менее гладкую магистраль. Это начиналась московская область. Круг потихоньку замыкался. Самая плохая дорога осталась позади.

В 11 часов 35 мин. перед Лотошино зарулил на КП6 - автозаправку "Лукойл", в магазин-минимаркет-кафе, где полчаса гонял кофеи и, внезапно заголодав, закинулся двумя сосисками "по-хранцузски".

Участок Лотошино - Руза (КП7) - 90 км. Общий километраж 510 км.

Так как дорога стала вновь идеальной, а желудок сытым, всё снова заладилось и мир заиграл позитивными красками. Катилось отлично. На полпути до Рузы проехал городок Волоколамск, где остановился на паузу у странной вывески РЭП-ГИБДД.

Дальше пошла просто песня, немного затяжных подъемов, а затем длинные спуски, вышло солнце. Краткие перекуры на автобусных остановках. Немного не доехав до Рузы меня внезапно стал настигать "Кемар Кемарович". Остановившись на очередной автобусной остановке, чтобы размять ноги, я присел на скамеечку, чуть прилег на бок и...открыл глаза, смотрю на часах прошло 20 мин. Ладно что не час!)) Надо срочно ехать, ведь так можно и не уложиться во временные рамки марафона. Но Кемар Кемарович чуть отступил и я начал крутить чуть бодрее. Но все таки, спустя пару десятков километров, въезжая в Рузу усталость вновь начала накатывать. Надо было отметиться на последнем, 7-м КП, сделать капитальный привальчик и осилить финальный рывок до Москвы.

Добравшись до КП - магазина "Дикси" прогулялся по кондиционированным залам с продуктами, возникло острое желание съесть дыню. Купил дыню.

Выйдя из Дикси зашел в старую знакомую еще по велопутешествию 2014 года Вятка-Гибралтар кафешку, где заказал гречку, чай и устроил крепкий ужин. Потом вскрыл дыню. Она оказалась несладкой. Выкинул дыню.

Участок Руза - Москва - 91 км. Общий километраж 601 км.

С давящим на спину закатным солнцем втиснулся на узкое шоссе без обочины, которое продолжалось около 20 км, потом обочина появилась, стало полегче. Дорога шла вдоль Москвы-реки. Начали собираться пробки в сторону Москвы. Я лавировал справа, обходя стоящие на многие километры вереницы автомобилей. Справа над берегом Москвы-реки кружил мотопараплан.  На 45-м км участка въехал в старый знакомый по многим бреветам город Звенигород, начинало смеркаться. После Звенигорода наступила темень и 8 км абсолютно прямой трассы А-107. Благо с широкой ровной обочиной. После повернул направо на Покровское, и далее в Павловской Слободе остановился на кофе-брейк на заправке, купил энергетик и кока-колу, надо было чуть "допингнуть", так как состояние было мягко говоря не айс. Дорулил до Нахабино, где увидел перекрытый жд переезд и очередь машин. Обрулил их все, выхал к переезду, электрички не было видно в хорошо просматривающихся горизонтах, переехал на другую сторону, выехал на шоссе в Красногорском направлении и погнал к финишу.

После влития допинга и приёма пары фруктовых батоничков открылось"тридцать второе" дыхание.

Следующие финальные 15 км показались каким-то сном-вечностью. Сплошные вечерние пробки (воскресенье, 22 часа), по ощущениям - летел под 35 км/ч обходя все машины. По факту велокомпьютер показывал от силы 20-25 км/ч.

Финишировал у пл. Трикотажная напротив церкви. Состояние - непонятный транс. Медленно еду в сторону электрички, смотрю идет электричка на Москву, Сил ускоряться нет. Машу рукой, бреду неторопливо на платформу в ожидании следующей. Написал пару строк в твиттер и инстаграм, закрыл двухдневный трек в Страве.

Дальше доехал до Рижского вокзала и на непонятных силах за 15 мин сделал марш-бросок до Казанского вокзала, чтобы успеть на предпоследнюю электричку в Жуковский. В электричке чуть не пропустил нужную станцию. Рубило в сон просто неимоверно, глаза как будто наливались свинцом и сознание закатывалось куда-то глубоко-глубоко.

Но вот и Ильинская, еще пару километров по пахнущему сосновой хвоей ночному поселку и - Жуковский, затаскиваю вел на 3-й этаж, на автомате открываю двери, вхожу в квартиру, на ходу стягиваю одежду, бросая её на пол, падаю в кровать. Темнота.

На следующий день были давно забытые ощущения здоровой боли в мышцах ног, попытки заново учиться ходить до магазина.

Отправил отчеты судьям-организаторам, а именно сфотографированные чеки для контроля дистанции, плюс gps трек.

А еще через день напрочь прихватило шею, продуло таки, и всю неделю я просто восстанавливался, так как еще через неделю мне предстояла последняя дистанция этого сезона - "Тульский экспресс" - 400 км.

Пройдя её, я получил бы звание "Суперрандоннёр" (Велосипедист, проехавший в зачётное время в течение одного сезона бреветы на 200, 300, 400 и 600 км, получает звание суперрандоннёр, которое может быть подкреплено соответствующей медалью.)

Немного справки: Рандоннёр (фр. randonneur от randonnée — «долгая прогулка») — велосипедист, принимающий участие в специальных заездах, известных как бреветы (квалификационные шоссейные заезды).

Бревет — организованный зачётный (с лимитом времени) велозаезд на длинную дистанцию. Стандартными дистанциями являются 200, 300, 400, 600, 1000 и 1200 км.

P.S. К моменту написания этого текста-отчета про 600 км марафон автор успешно завершил в минувшие выходные (3-4 сентября 2016 г.) финальный бревет 400 км из серии сезона для сдачи на звание "Суперрандоннёр".


Tags: бревет, бревет 600 км, веломарафон, тверской экспресс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments