velodar (velodar) wrote,
velodar

Забег на Байкале 85 км. Часть четвертая. Заключительная.

1 июня. День забега.

Продолжение. Начало здесь.

К слову сказать, за пару дней до забега я переселился из турбазы "Матрёшка" в другое место, в гостевой дом "Ольхонский". Это было сделано мной по причине того, что, во-первых, хотел посмотреть побольше вариантов размещения в Хужире, во-вторых, для подготовки и восстановления после длинного ультрамарафона хотелось иметь в идеале свой санузел с ванной в номере. Но, в итоге, как оказалось, именно ванны, где можно лежать, нигде в номерах не оказалось (есть подозрение, что в Хужире такого нет вообще, так как хозяйка сделала удивленные глаза, когда я спросил, а бывают ли здесь где-то номера с полноценными ванными комнатами). Только отдельные кабинки типа душевых, с "недованной", куда можно поставить ноги в горячую воду чуть выше щиколоток.
В гостевом доме очень понравилось, большая светлая столовая, спокойно, суеты нет, так как май месяц - это не туристический сезон. Кроме меня тут еще пара иностранцев и парень с девушкой. После завтрака вчера я познакомился с одним иностранцем, его зовут Марьян, поляк, немного говорит по-русски. Он не первый раз на Байкале. Сейчас здесь в рамках волонтёрской деятельности по очистке лесов от мусора и обустройстве ББТ - Большой Байкальской тропы. Марьяну за 60, он  живет в Швейцарии, неподалёку от Женевы, приглашал в гости).

Итак, утро пятницы наступило. Подъём в 6:00, никаких плотных завтраков, чтобы ничего не бултыхалось в животе. Максимум банан.

в 7:40 я стартовал с окраины посёлка Хужир и сразу выбежал на лесную дорожку, естественно песчаную. Темп по началу взял около 7 мин/км. За спиной лёгкий рюкзак, притянутый ремешками. С собой немного воды, пара бананов, тройка гелей, какие-то батончики-мюсли и банка таурино-кофеинового энергетика. Энергетик я решил спрятать примерно на 70 км маршрута, то есть на 15 км от начала. Так как предчуствовал, что "бензин" может кончиться и на одной силе воли не добежать). Так же из одежды сверхлегкая ветровка, перчатки, вязаная шапка и легкие штаны-непродувайки.  Одежда могла пригодиться на вечерний этап, так как температура вечерами в мае на Байкале может опуститься до 6-9 градусов.

Раннее утро в Сарайском лесу.

Через 6-7 км пробегаю мимо знакомого уже аэродрома в деревне Харанцы.

От старта я наметил основные точки маршрута. Это:

• Хужир (старт 0 км)

• Песчаная (21 км)

• Мыс Хобой (42 км)

• Песчаная (63 км)

• Харанцы (79 км)

• Хужир (финиш 85 км)

До Песчаной остается примерно 11 км, вокруг нереальной красоты просторы с видом на Байкал. Пробежал уже 10 км, темп колеблется примерно от 6:30 до 7:30 мин/км, бежится прекрасно, рюкзак начал натирать какой-то нижней жесткой точкой прямо в поясницу. Обвязался вокруг пояса флиской, сделав между низом рюкзака и спиной прокладку, стало лучше.

В поле грунт не такой песчаный, а местами даже похож на какой то глинозём. Так что в поле песок пока не набивается в кроссовки.

Через 15 км от старта появляется какая-то ранее мной не зафиксированная деревушка. Потом по карте посмотрел название - Улан-Хушин. Сразу после неё решаю делать "закладку" - да, тот самый НЗ - банку энергетического напитка. Зарываю его в хвойную массу у ствола под ёлкой в примеченном месте у дороги. Скинул 0,5 кг из рюкзака, уже хорошо)
До Песчаной остается 5 км. Бегу уже около 2 часов, времени около 10 утра, солнце поднялось и начинает припекать. Запас воды, который я взял при выходе на старт был небольшой, около 0,5 л и я его скоро уже допью.

Через 2 часа 40 мин после старта я, преодолев дистанцию полумарафона 21,1 км, попадаю в район деревни Песчаная. Название говорит само за себя. Везде песок, бежать непросто. Бороться с вязнущими ногами особо смысла нет, поэтому продвигаюсь с таким темпом, который получается с минимальным усилием. Расходовать силы нельзя, позади только одна четвертая пути.

Подхожу в деревне к местным, спрашиваю, где тут у вас воды можно набрать.
Мужик смотрит на меня как на дурачка и показывает рукой в сторону берега - вон там, Байкал.
Ну точно ведь, как я сразу не сообразил.
Вода в озере по вкусу ничем не отличается от артезианской. Вот тут только до меня дошло, какое же сокровище - озеро Байкал.

Погода просто как на курорте, ясно, но не жарко, лёгкий ветерок, тишина и спокойствие. Идеально для легкого неспешного бега.

За плечами деревня Песчаная.

В лесу стоит знак, показывающий, что до конца острова еще 20 км.

Эти 20 км я преодолевал с 10:30 утра до 13:30 дня. Что обычно происходит в это время? Правильно. Просыпаются туристы в Хужире и едут на экскурсии на одно из самых красивых мест - мыс Хобой. Так и вот, пока эти 3 часа я бежал от Песчаной до Хобоя, меня обогнало наверное около 10 буханок УАЗиков с китайцами. Пару буханок меня обогнали еще раньше утром, где то в районе Харанцов. Китайцы махали мне из окон руками и фотографировали им непонятного человека, бегущего посредине Ольхона в степи.

Рельеф местности ближе к мысу становился более гористым. Средний темп упал до 8-8:30 мин/км. В горку медленно пыхтишь, но зато под горку на расслаблении сбегаешь на скорости.
Фляжка с водой, которую я набрал в Песчаной израсходовалась за 2 часа. Еще час бегу без воды, надеясь на мысе набрать. Чтобы отвернуть в сторону от маршрута к Байкалу для забора воды - это потеря времени и лишние пара километров, да и неизвестно есть ли подход к воде, так как берега на северо-восточной части острова - обрывистые.

Время около полвторого дня, во рту пересохло, на горизонте за каждым холмом мерещится конец острова и бескрайняя гладь Байкала. Но пока по-прежнему, взбегая на одну сопку, открывается похожий вид на следующую. Наконец, вдалеке вижу скопление точек - групп людей - туристов. И рядом поотдаль  - стоянку УАЗиков-буханок. Пробегаю сквозь туристов. Китайцы рукоплещут, мелькают фотовспышки. Показывают мне большой палец. На мгновение чуствую себя Форрестом Гампом.

Где же взять воды. Добираюсь на самый конец острова, вокруг неимоверная красота, воды - просто океан, но как до него добраться, чтобы зачерпнуть) Мыс находится на высоте около 150 м над уровнем озера на скалистых берегах.

Флора радуется первому летнему дню.

Иду по горным тропинкам, продираясь через скалы, в надежде обнаружить спуск к воде. И вскоре мне удается заметить тропу, которая петляя спускается между двух скал.

Спуск был непростой, предельно аккуратный, где мне пришлось применить все свой навыки, которые я еще не успел подзабыть со школы альпинистов в Безенги.
Занял спуск около получаса. Жажда уже мучила неимоверно. Но вода была уже так близко. Цепляясь руками и ногами за камни, потихоньку спускаюсь к воде. Самый сложный участок - последние метров 10, где тропы уже не было, а остались лишь камни. Там было уже чистое скалолазание.

Вот-вот, уже скоро. Чистые волны, от которых веет прохладой, плещутся уже совсем близко. Кристально чистая вода, виден каждый камень на дне.

Добираюсь до самого низа. Тело и ноги гудят от 6 часового забега. Дистанция 42 км. Так медленно марафон я еще никогда не бегал). Спускаюсь к воде на большой плоский камень. Опускаю ноги в ледяную воду. Просто это блаженство какое-то, словами не описать. Немедленно раздеваюсь и, затаив дыхание, заныриваю в виде морской звезды в Байкал, а точнее в виде байкальской нерпы. Ледяные иголки прошивают всё тело, наливая его новой силой, так необходимой для возвращения обратно. Жажда мучает так нестерпимо, что ждать пока наберу воды во фляжку - невозможно. Поэтому пока лежу лицом вниз, плавно качаясь на водах озера, просто открываю рот под водой и начинаю пить прямо из Байкала. Невероятные ощущения.
Все, больше минуты нельзя, главное не переостудиться. Мои ноги, охлажденные ледяной водой Байкала как будто обрели какую-то волшебную анестезию. Выбираюсь из озера на камень и еще мин 10 просто в блаженстве подставляю свои бока солнцу первого летнего дня. Ветра в этой уютной бухточке нет, поэтому солнце греет ощутимо.

Выбравшись обратно (а подъём из бухты занял уже чуть меньше времени, около 15 мин), я немного потусовался с туристами. Сфотографировался на каком-то видимо классическом месте для фотографирований.)

Ну что. Теперь пора бежать назад. Впереди ещё вторая половина забега - оставшиеся 42 км.
Солнце потихоньку перевалило через зенит и начинает клониться к горизонту. Времени на часах около 14:30.

Обратный путь, естественно, дается тяжелее. За пару часов отбежал от Хобоя на 16 км. Итого на спортивных часах цифра уже 58 км. Ого, так много я еще никогда не пробегал. Темп уже падает до 8-9 мин на км. Иногда через 5-6 км на несколько секунд перехожу на шаг, начинают ощутимо побаливать мышцы, связки, колени, ноют стопы. Постояв, поразминавшись и порастягивая ноги, встряхиваю, делаю мини самомассаж забитых икроножных и квадрицепсов. Начинают потихоньку ныть еще неизведанные до этого мышцы и связки в области тазобедренных суставов.

Опять заканчивается вода. Теперь я решаю сделать небольшой крюк вправо к берегу озера. Там издалека виден пологий спуск, да и я заранее по гугл снимкам посмотрел, что в этом месте есть что-то вроде небольшого пляжа и есть подъездная дорога. Значит крутого обрыва нет, и можно трусцой туда подобраться. Спускаюсь по пологому холму напрямки, прямо по редкой степной траве.

Ура, снова ледяная вода спасает усталые ноги. Бреду вдоль берега по колено в легких волнах и чуствую, как усталость Байкал забирает себе. Волны подняли какую-то муть и водоросли, и теперь сложно найти место, чистую спокойную заводь, чтобы набрать воды без посторонних частиц. Наконец удается. Но, какие-то песчинки все равно попадают и оседают на дне фляжки.

На часах время - полшестого вечера, расстояние 62 км. Осталось 23 км до финиша. Солнце садится около восьми вечера. Понимаю, что до заката уже не успеть.

Снова знакомый лес в районе Песчаной.
Кто-нибудь знает, как эти цветы называются?

В лесу спокойно и тихо. Температура воздуха наверное около +15 градусов, когда бежишь - не холодно.
Вдруг где-то в стороне за лесом, вдалеке слышу странный шум. Как будто ветер разгулялся по вершинам сосен, или словно водопад огромный где-то шумит.
Ничего не могу понять. Посмотрел на верхушки деревьев, не колышутся даже. Что такое. Через некоторое время верхушки деревьев начинаю чуть шевелиться. Шум вдалеке справа по прежнему мощный и широкий. Внезапно понимаю. это же Байкал шумит. Надвигается шторм.

Выбегаю из леса к деревне Песчаной. И тут же меня сносит ветром. Как изменился разительно Байкал. Какой он был спокойный и ясный днём, и какой суровый стал сейчас.
Облачаюсь в одежду, штаны, ветровка, шапка. Ветер настолько пронизывающий, что приходится даже надеть лёгкие перчатки (типа строительных, которые я еще купил на автодороге Иркутск - Усть-Ордынский в первый велодень, пригодились!)

Деревня Песчаная.

Суровый Байкал.

Ветер задувает мощно. Волны почти как на море.
Набираю снова запас воды, надеюсь, что хватит до финиша.
Попутно надо вытрясти песок из кроссовок.
На песчаных участках приходится делать это через каждые 5 км иначе бежать невозможно.
Нахожу заброшенный полуразвалившийся дом на берегу. За стеной, спасаясь немного от ветра, снимаю кросовки и вытряхиваю песок. Все происходит очень медленно. Ноги еле сгибаются, ступни ломит от усталости.

Проклятый старый дом в Песчаной.

В укрытии хорошо, но надо двигаться дальше.
Осталось всего 20 км. В обычном состоянии я легко пробегу это за 2 часа, но сейчас, после 65 км пути мой темп упал настолько (до 10 мин/км), что как будто просто иду быстрым шагом со скоростью 6 км/ч, то есть по рассчетам до Хужира мне пилить более 3 часов. А то и намного больше со всеми остановками на переодевание и вытряхивание кроссовок от песка.
Продвинувшись еще на 4 км, я чувствую, как начинает накатываться общая усталость и закрываются глаза на ходу.

Самое время вспомнить о тайнике с энергетиком. Через 5 км -  рубеж 70 км, здесь под ёлкой меня ждёт баночка с порцией кофеина и таурина и ещё чего-то там, мельдония бы еще что ли туда положили, было бы совсем хорошо)

Выкапываю банку. Жидкость заливается. Чуствую, что что-то начинает происходить, но не понимаю что. Побежали дальше.

Улан-Хушин. До финиша 15 км.

Темнеет, времени на часах 20:00.
Кто бы знал, что на эти 15 км мне придётся потратить аж 2,5 часа!
В сумерках продвигаюсь по полю, широченному плато, с правой стороны в полутьме шумит Байкал, на том берегу еще просматривается гористый берег, с сопками, вершины которых закрывает длинный слой туманных облаков, который перекатываясь вокруг них спускается к воде и исчезает. Накатывает ощущение сюрреалистичности происходящего, которое усиливается звучанием альбома группы Cats Park в наушниках.

Ветер, который был у воды здесь почти не чувствуется, видимо потоки как то по разному идут.
Впереди на горизонте зажигаются огоньки. Это деревня Харанцы, там, где аэродром. До неё еще 5 км. Я сбился с полевой дороги и пытаюсь вырулить визуально на тот путь, по которому бежал утром. Поле ровное с короткой растительностью без особых кочек. То ли бегу, то ли иду - непонятно. До деревни еще пара километров.
В резко наступившей темноте забегаю в деревню. Редкие собаки гавкают из-за заборов. Разыгрывается аппетит. Ба! Да я заголодал. Все гликогены поистрачены, действия энергетика тоже ненадолго хватило.

Вижу огонек, это магазинчик деревенский, тот самый, где я туалетную бумагу "Байкал" покупал. Похоже он работает допоздна. Не 24 часа конечно, но вроде до 22:00 судя по расписанию.
 Заваливаюсь в магазин, беру какой то сникерс и кока-колу. Ноги совсем не бегут. Просто чисто физически не сгибаются. Выхожу из магазина, выбираюсь на дорогу Харанцы - Хужир, но беру чуть левее по параллельной грунтовке, где нет траффика. Ковыляю как сломанный терминатор по лесной дороге в полной темноте. Фонарика у меня не было, только тот, что в смартфоне. Но он не требуется. Небо еще в сумерках и в лесу светлая песчаная дорога видна. Да вот только теперь каждый пень в лесу всё больше и больше похож на медведя. Но его точно здесь нет, это я знаю) Изредка раз в 15 мин справа за соснами метрах в 200 проносится какая-либо машина.

На автопилоте уже выбираюсь из леса к посёлку Хужир. Как прекрасен этот мир. Звезды в небе. Огни посёлка. Вышки связи с красными огнями наверху. Найти бы нужный поворот, где мой гостевой дом. Поворачиваю. Знакомые очертания ворот. Калитка. Ищу свой домик, заползаю в номер. Еле сдираю кроссовки. Зрелище не для слабонервных. Пара здоровых мозолей изнутри ближе к пятке, это о край стельки натёрло.

Ну, вот и всё, mission: possible!

Итого за беговой день:

85 км, из которых последние километров 5 шел пешком, так как бежать вообще не получалось)

Только сейчас заметил, что оконечность острова Ольхон похожа на ногу. Видимо всё это неспроста)
Ультра Хужир - Хобой - Хужир(1).jpg

Фотоэпилог.
2-4 июня. Иркутск. Возвращение в Москву.

Возвращаться с Ольхона в Иркутск, конечно же я планировал не на велосипеде. После вчерашнего это было просто невозможно. Всё таки у меня не ULTRAMAN еще какой-нибудь.)
За 6 часов доехал с погруженным в багаж велосипедом на микроавтобусе.

Цена Хужир-Иркутск на "микрике" - 1000 р. (незадолго до этого была 800 р., но буквально с 1 июня её подняли)
Пару дней и ночей в Иркутске я провел в Хостеле совсем близко к центру, это хостел Viva-Baikaler
И ура, в этом хостеле была полноценная ванна, где можно было вытянуть ноги. И тут же по приезду немедля я произвел процедуру противовоспалительной практики, а именно 12 минут подержал ноги в ледяной ванне. Это позволяет ускорить процесс восстановления.
В субботу я больше отдыхал, общался с ребятами по комнате. Тут со мной были пара из штатов, паренёк из Франции, девушка из Германии. Было общительно и весело. Я им рассказал историю, которую мне рассказала местная женщина, уборщица в гостевом доме.

История о том, как на Ольхоне группа местных поехали в заповедник на южную часть острова и там от группы потерялась одна женщина, её потом неделю искали всем островом.
Через месяц её нашли где-то на другом конце, как раз в районе мыса Хобой. Она сидела на дороге, её обнаружили местные. Взгляд её был какой-то отрешенный. Она рассказывала, что всё это время брела по берегу, по скалам, и с ней всё время был могучий седой бородатый старец.
Женщина сидела на просёлочной дороге, обувь у неё была разодрана в лохмотья, из которых сочилась кровь.

А тот старец был - Хозяин Байкала.

Пара дней в Иркутске пролетела как секунда. Очень понравился город. Надеюсь, когда-нибудь ещё сюда вернуться. Конечно же и на Байкал тоже.

Утром в понедельник, 4 июня, за полчаса доехал из центра в аэропорт. Иркутск уже знаком, как родной.

Победа, как много в этом слове теперь для меня)

До свиданья, Байкал!

Жуковский, привет!

А вот и Домодедово виднеется вдалеке. Ну а нам дальше, во Внуково.

Крутим разворот на Внуково.

Привет, Москва. Прибываем в 8:30 утра, хотя вылетели в 7:30 из Иркутска. Красота, целый день впереди)